Водители часто жалуются на страховые компании, которые при оформлении полиса ОСАГО не дают положенную скидку.Как же всетаки добиться справедливости.
С начала 2013 года у водителей есть возможность существенно экономить на ОСАГО благодаря единой страховой базе. При оформлении полиса «автогражданки» компании проверяют, насколько аккуратен водитель. В случае безаварийной езды ему предоставляют скидку. Возможно, немалую. У тех, кто совсем не попадает в аварии, дисконт может достигать 50% от цены полиса.
Для этого была создана система с коэффициентом «бонус-малус». Страховщик вносит в базу данных сведения о водителе. Если он не обращался за выплатами в течение года — плюс 5% скидки при следующем оформлении ОСАГО. И наоборот. Виновникам ДТП «автогражданка» обходится дороже с каждой аварией (см. таблицу).
Единую базу данных создали, но страховые компании нередко находят лазейки, чтобы не давать скидки водителям. Объясняют всегда по-разному — то «система не работает», то «сведения исчезли», то еще что-нибудь. После подорожания полиса на 40% такая ситуация стала автомобилистов раздражать.
«В 2014-2015 годах у многих автомобилистов возникала ситуация, при которой в момент заключения нового договора ОСАГО представитель страховой компании им сообщал, что в базе Российского союза автостраховщиков скидка за безаварийность отсутствует, и поэтому заплатить за полис придется дороже. Эта ситуация возникала в основном из-за халатного отношения к своим обязанностям сотрудников страховых компаний. Если компания, в которой был ранее заключен договор, прекратила свое существование, восстановить правильное значение скидки за безаварийность было практически невозможно», — рассказываетруководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.
Вы пришли покупать полис в офис компании, с которой сотрудничаете, казалось бы, уже много лет, но вам оформляют страховку по той же цене, что и «зеленому» водителю. Что делать в этом случае? Добиться справедливости и положенной скидки можно.
«С декабря 2015 года Российский союз автостраховщиков, на базе которого расположены серверы с информацией о КБМ, изменил процедуру корректировки этого коэффициента при несогласии автомобилиста с его величиной. Теперь при обнаружении ошибки в определении размера КБМ автомобилисту достаточно написать заявление в страховую компанию, с которой уже заключен или будет заключен договор ОСАГО. По новым правилам, любая страховая компания при обращении автомобилиста с заявлением об изменении КБМ обязана внести корректировки в базу РСА и изменить стоимость полиса. Для подтверждения своих претензий по размеру КБМ автомобилисту к заявлению желательно приложить ксерокопии полисов ОСАГО, закончивших свое действие», — объясняет Максим Ханжин.
Страховая система работает неидеально. Если не хочется терять скидку, можно легко себя обезопасить от проблем. Просто сохраняйте предыдущие полисы ОСАГО. Как только возникает спорная ситуация — ксерокопии на стол, будьте любезны положенные проценты. «Чтобы исключить возможные проблемы по определению стоимости ОСАГО в момент его оформления, рекомендую заранее, недели за две до окончания полиса, обратиться в страховую компанию, где планируете заключение нового договора ОСАГО, и попросить специалистов рассчитать стоимость нового полиса», — советует Максим Ханжин.
Проверить, какой в базе РСА числится на вас коэффициент «бонус-малус», можно онлайн на сайте союза. Достаточно заполнить основные данные водителя, и вы будете знать, что вас ждет при следующей покупке полиса ОСАГО.
Таблица КБМ — класса водителя
Класс |
КБМ |
Подоро- |
Класс, который будет присвоен при наличии страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вып- |
1 вып- |
2 вып- |
3 вып- |
4 и более вып- | |||
M |
2,45 |
145% |
0 |
M |
M |
M |
M |
0 |
2,3 |
130% |
1 |
M |
M |
M |
M |
1 |
1,55 |
55% |
2 |
M |
M |
M |
M |
2 |
1,4 |
40% |
3 |
1 |
M |
M |
M |
3 |
1 |
нет |
4 |
1 |
M |
M |
M |
4 |
0,95 |
5% |
5 |
2 |
1 |
M |
M |
5 |
0,9 |
10% |
6 |
3 |
1 |
M |
M |
6 |
0,85 |
15% |
7 |
4 |
2 |
M |
M |
7 |
0,8 |
20% |
8 |
4 |
2 |
M |
M |
8 |
0,75 |
25% |
9 |
5 |
2 |
M |
M |
9 |
0,7 |
30% |
10 |
5 |
2 |
1 |
M |
10 |
0,65 |
35% |
11 |
6 |
3 |
1 |
M |
11 |
0,6 |
40% |
12 |
6 |
3 |
1 |
M |
12 |
0,55 |
45% |
13 |
6 |
3 |
1 |
M |
13 |
0,5 |
50% |
13 |
7 |
3 |
1 |
M |